В эпоху социальных сетей блогеры стали неотъемлемой частью рекламного рынка. И в новых условиях соблюдение правил маркировки – это не просто формальность, ведь нарушение требований может привести к утрате доверия аудитории и крупным штрафам. В этой статье мы рассмотрим ключевые ошибки блогеров и дадим рекомендации, как их избежать.
В соответствии с Федеральным законом «О рекламе», каждый рекламный материал перед размещением в интернете должен быть зарегистрирован в Едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР) и промаркирован (содержать специальный идентификатор), за некоторым исключением. В материал также необходимо добавлять пометку «Реклама» и информацию о рекламодателе, например, название организации, ИНН или ссылку на сайт с его информацией.
Самостоятельно направить сведения о рекламных кампаниях в ЕРИР невозможно. За это отвечают операторы рекламных данных (ОРД), они агрегируют информацию от участников рынка и присваивают идентификаторы рекламным материалам.
После размещения рекламы необходимо отчитаться в ОРД. По закону подать отчетность, а точнее акт и статистику (срок размещения, показы и стоимость) по креативу необходимо «в течение 30 дней, следующих за месяцем размещения».
За нарушение вышеописанных правил предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, а именно за:
1) непредставление в ЕРИР информации о рекламе, а также неполное, недостоверное, неактуальное или несвоевременное предоставление сведений:
граждане: 10 000 – 30 000 рублей;
должностные лица и ИП: 30 000 – 100 000 рублей;
юр лица: 200 000 – 500 000 рублей.
2) распространение рекламы без специального идентификатора или с нарушением требований к размещению:
граждане: 30 000 – 100 000 рублей;
должностные лица и ИП: 100 000 – 200 000 рублей;
юр лица: 200 000 – 500 000 рублей.
Теперь, когда общая картина понятна, можно перейти к наиболее часто встречающимся ошибкам блогеров при работе с рекламой.
1) Использование одного идентификатора для разных креативов:
Здесь правило простое: один креатив – один токен. При публикации разных креативов, каждый нужно зарегистрировать отдельно и получить свой идентификатор. Исключение – одинаковые креативы на разных площадках. В этом случае достаточно одного токена для каждой площадки.
2) Неправильное нанесение пометки «Реклама» и размещение идентификатора:
Нынешние требования к рекламным материалам убивают нативность, поэтому довольно часто блогеры пытаются замаскировать пометку «Реклама».
На данный момент требований к размеру или шрифту рекламной пометки в законодательстве нет, но она должна быть заметной, хорошо читаемой и обязательно должна содержать слово «реклама», а не «рекламная информация» и иные аналогичные попытки заменить пометку «реклама», так как это нарушение.
Похожая проблема и с размещением идентификатора. По общему правилу его размещение осуществляется путем добавления в меню AdChoice или к указателю страницы сайта (в кликовую ссылку): https://site.ru/?erid=sAmplE58, где «site.ru» – название сайта, а «erid» – идентификатор рекламы, а если идентификатор невозможно встроить в ссылку, он должен быть размещен в начале или в конце текстового блока, поверх текстово-графического блока (картинки) или видеоролика в виде пометки «erid:xХx», где erid – наименование идентификатора рекламы, а хХх – буквенно-цифровой код (сам идентификатор).
И проблема заключается в том, что многие не учитывают регистр при размещении идентификатора. То есть, если вы получили в ОРД идентификатор «At2yhr2N», а разместили «AT2YHR2N» – это ошибка.
3) Изменение креатива после публикации
Необходимость получения нескольких идентификаторов рекламы зависит от масштаба содержащихся в рекламных материалах отличий. В случае, если рекламные материалы содержат схожую информацию, но в совокупности более половины представленных на них сведений отличаются, полагаем, для таких рекламных материалов следует получать разные идентификаторы рекламы.
Таким образом, если дизайн-макеты рекламного материала представляют собой по сути разные креативы, имеющие отдаленное сходство между собой, то требуется получать разные идентификаторы рекламы независимо от объекта рекламирования.
Если в рекламном материале незначительно изменены некоторые элементы, Например, даты проведения акции, наименование кнопок действия (участвуй, попробуй и т.д.), фон баннера и т.д., то получение нового идентификатора рекламы для такого измененного материала не требуется.
Получается, что соблюдение правил маркировки рекламы – важнейшая часть работы блогеров, от которой зависит не только их репутация, но и защита от значительных штрафов. Понимание и выполнение требований закона помогает избежать распространенных ошибок, таких как неправильное использование идентификаторов, некорректная пометка «Реклама» или пересоздание креативов при незначительных их изменениях. Ответственный подход к рекламным обязательствам позволяет блогерам не только укрепить доверие аудитории, но и сохранить свои доходы.