Маркировка рекламы
Маркировка рекламы в 2024 году: особенности законодательства, штрафы, требования к рекламодателям
Сложно переоценить значимость рекламы в современном мире. Рекламные кампании не просто помогают в продвижении любого бизнеса, но и являются важной часть культуры. Тем не менее государство просто не может не обращать внимание на рекламный рынок: различная реклама окружает нас повсюду, поэтому люди соприкасаются с ней каждый день.
Одной из самых обсуждаемых тем за последние годы в области рекламного законодательства стала введение поправок в закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ. Теперь все игроки индустрии обязаны маркировать рекламные размещения, чтобы избежать серьезных санкций.
Под маркировкой понимается добавление в рекламный креатив особого индивидуального токена, размещение необходимых данных о компании, запускающей рекламу.
Объясняем основы новых поправок
Уже упомянутые изменений в ФЗ «О рекламе» законодатели рассматривали еще три года назад и только 1 сентября 2022 года требования стали легитимными. При всем при этом власти дали возможность игрокам на рекламном рынке адаптироваться к новым требованиям, поэтому только в прошлом сентябре начали работать санкции за неисполнение.
Из первого пункта третьей статьи можно узнать определение термина реклама — это информация, адресованная широкому или неопределенному кругу лиц для привлечения их внимания к товару, услуге или их продвижению.
Если указываются преимущества, особенности, характеристики конкретного объекта, то это стоит называть рекламой. Стоит отметить, что нет разницы, а было ли размещение платным или бесплатным. Это не является важным критерием с точки зрения закона.
Если говорить об основных терминах, субъектах, появившихся на рекламном рынке, то к ним можно отнести следующие:
- Операторы рекламных данных (ОРД) — агрегаторы, которые передают информацию в Роскомнадзор;
- Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) — система учета рекламных кампаний и размещений, которая находится во введении Роскомнадзор;
- Токен — идентификатор, который присваивает размещению ОРД;
- ERID — часть идентификатора из букв, цифр, размещающаяся во время публикации рекламного креатива;
- Креатив — конкретный объект рекламной кампании.
Важно знать об обязательных элементах маркировки рекламных кампаний. К ним относятся пометка «Реклама» на всех размещениях, уникальный токен от любого из сертифицированных ОРД, информация о рекламодателе и отправка информации о рекламной кампании со всеми данными в Единый реестр интернет-рекламы.
Стоит понимать, что маркировке подлежит вся реклама в интернете, которая находится на территории Российской Федерации. Так, исходя из определения рекламы, нужно маркировать размещения в таких форматах:
- Нативная реклама;
- Баннеры, контекстная и таргетированная реклама;
- Самореклама и реклама в запрещенных Facebook и Instagram;
- Видеоролики и аудиоразмещения;
- Различные упоминания в видеороликах, подкастах и стримах;
- Онлайн-трансляции;
- SEО-публикации и прочее.
В законе предусмотрены исключения для маркировки. К ним относятся социальная реклама, push-уведомления, email-рассылки, личные сообщения, рекламные размещения за рубежом, не направленные на жителей нашей страны. Интересно, что рекламные публикации у блогеров могут не считаться таковыми, если продукт или услуга интегрированы органично и не выделяются среди других товаров, инфлюенсер не выражает положительного отношения и никак не мешает развитию сюжета.
Зачем ввели обязательную маркировку рекламы?
Маркировка рекламы, по мнению законодателей, может значительно изменить рынок в более прозрачную сторону, уменьшив количество серых зон, например:
Государственные органы такие, как Федеральная антимонопольная служба, Федеральная налоговая служба и Роскомнадзор имеют полный контроль над размещенными рекламными креативами, что позволит обеспечить равные условия для всех участников индустрии;
Повышается прозрачность рекламного рынка за счет понятного и просматриваемого пути размещения, где учитывается каждый посредник.
Становится проще бороться с мошенниками, нежелательными рекламодателями и продвижением запрещенных товаров.
Изначально рекламная индустрия неоднозначно приняла требованиям нового закона, но к 2024 году рынок уже адаптировался к новым нормам, что стимулирует развитие всей сферы.
Какие есть санкции за неисполнение закона о рекламе?
Предусмотрены отдельные штрафы за несоблюдение для рекламодателей и рекламораспространителей. Например, за ложное, некорректное или запоздалое предоставление данных в Роскомнадзор предусмотрен административный штраф.
Так, физические лица заплатят от 10 до 30 тысяч рублей, индивидуальные предприниматели и руководители, принимающие решения, должны будут выплатить сумму от 30 до 100 тысяч рублей, малый бизнес — от 100 до 250 тысяч рублей, а средний, крупный — от 200 тысяч до 500 тысяч рублей.
Другой порядок санкций предусмотрен за размещений без маркировки. Физические лица будут вынуждены заплатить сумму от 30 тысяч до 100 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей и руководителей, принимающих решения, сумма от 100 до 200 тысяч рублей, малый бизнес — от 100 тысяч до 250 тысяч рублей. Соответственно, средний и крупный – от 200 тысяч до 500 тысяч рублей.
Что еще важно понимать?
Введение обязательной маркировки рекламы уже давно назревало на рекламном рынке. Требуемые инструменты направлены прежде всего на самих участников рынка, на котором теперь есть меньше игроков, использующих серые схемы продвижения товаров и услуг. Можно сделать вывод, что честные рекламные размещения повысят конкуренцию — сделает отечественную рекламу еще лучше. Если вы и ваш бизнес не хотите получать штрафы за несоблюдение лучше обращаться к проверенным подрядчикам и к сертифицированным операторам рекламных данных.